Суббота, 18.05.2024, 16:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Жуковой Светланы Павловны

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи для родителей и педагогов

Мастер-класс

МАСТЕР-КЛАСС

 

  «Формирование культуры общения дошкольников в сюжетно-ролевой игре»

 Культура общения формируется в процессе социального воспитания дошкольников и  является  важной предпосылкой решения одной из задач области «Социализация»: приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Мой педагогический опыт показал, что лучшей школой общения для дошкольников является сюжетно-ролевая игра, в основе которой – ролевое общение.

Думаю, многие педагоги согласятся со мной, что организация ролевого общения вызывает наибольшее затруднение, так как в методической литературе предлагаются  в основном пассивные методы и приёмы, не предполагающие активную совместную деятельность детей и взрослых.

Технология моего опыта предполагает 3 этапа, на каждом из которых применяю игровые методы и приемы активизации ролевого общения.

Одна из целей подготовительного этапа  - формирование ориентации в области правил и норм культуры общения и развитие соответствующих умений.

Наиболее эффективным методом развития ролевого общения дошкольников считаю организацию ролевого диалога, технология которой предполагает последовательное использование 3 групп приемов.

Диалог предусматривает общение двух людей, поэтому важно разделить детей на группы так, чтобы не возникли конфликты. С этой целью я использую приём «сложи слово».

Для демонстрации этого приёма мне потребуются  четыре помощника. Желающих помочь прошу подойти ко мне.

- Спасибо, что вы согласились мне помочь. А теперь представьте, что вы – дети подготовительной группы.

- Ребята, я приглашаю вас поиграть в интересную игру. Для этого предлагаю вам разделиться на пары. А помогут нам в этом половинки  «волшебных» листочков, правильно соединив которые вы сможете прочитать «Волшебные слова». Возьмите, пожалуйста, по одной и найдите к ней пару.

В другое время года волшебными могут быть капельки, снежинки, цветочки, которые разрезаны по принципу пазлов, что помогает детям осуществить самопроверку, выполнить игровое задание тем, кто не умеет читать. А педагогу быстро осуществить контроль.

- Ребята, кто не нашёл пару? Кому-нибудь нужна моя помощь?

 Прочитайте, пожалуйста, слова, которые у вас получились.

- Какое слово у вас получилось? А у вас что получилось?

- Скажите, когда говорят «здравствуйте»? А ещё когда?.. (при встрече, когда куда-то приходят, по телефону…)

- А когда говорят «давайте познакомимся»? (когда хотят с кем-то подружиться…)

- Замечательно! Какие вы наблюдательные.

На снежинках я пишу слова, которые могут быть использованы детьми в предстоящем ролевом диалоге.

- Большое вам спасибо за помощь. Пройдите, пожалуйста, в зал. А вы присядьте, пожалуйста, сюда. Ваша помощь мне ещё понадобится. (оставляет 2-х помощников)

Организация ролевого диалога предполагает принятие детьми на себя роли.

Для этого использую игровой приём «перевоплощение».

- А сейчас попробуйте превратиться в бабушку и внучку. А помогут вам в этом «волшебные» вещи.

         Когда дети таким образом перевоплощаются, я при необходимости оказываю им помощь, используя наводящие вопросы.

         Для разыгрывания ролевых диалогов предлагаю детям игровое задание: придумать вежливый разговор двух персонажей на одну из предложенных детям на выбор тем. Темы, одну из которых дети могут выбрать, чаще всего пишу или рисую на листочках. Старшие дошкольники читают и определяют их сами, а если не умеют, я им помогаю.

         - Вот какие красивые у нас бабушка и внучка. Присаживайтесь, пожалуйста.

- Представьте, что вы давно не виделись и хотите пообщаться. Выберите, пожалуйста, одну из тем, которые написаны на листочках. Кто сможет прочитать? (Может быть вам помочь?)

- Какую тему вы выбрали?

- Придумайте, как и о чём вы будете разговаривать…(по телефону ИЛИ при встрече). Мне будет очень приятно, если в своём разговоре вы будете использовать вежливые слова.

Пока наши герои придумывают ролевой диалог, мы с вами поиграем в игру «Лавина вежливых слов», которая способствует развитию культуры общения дошкольников и обогащению ролевого диалога.

У меня в руках волшебный шарик. Тот, кто его поймает, пусть назовёт вежливое слово и передаст шарик соседу. Тот, кому шарик передали, повторяет названное слово, говорит своё и передаёт шарик следующему.

…Замечательно! Как много вежливых слов вы знаете.

         - А бабушка и внучка придумали вежливый разговор…..? Покажите, пожалуйста, что вы придумали?

- Прекрасно! Как много приятных слов вы сказали друг другу. Присаживайтесь, пожалуйста.

Таким образом, посредством похвалы обращаю внимание детей на проявления культуры общения их сверстников.

           Для формирования у детей умений, необходимых для доброжелательного общения, использую «ситуации общения».

В отличие от ролевого диалога, который предполагает общение двоих, ситуации общения - фронтальный метод, не предполагающий перевоплощение.

Особое внимание отвожу ситуациям, часто возникающим в повседневной жизни и в сюжетно-ролевых играх детей («Приветствие», «Извинение» и другие).

         - Обратите, пожалуйста, внимание на Гнома и послушайте историю про него: «Маленький Гномик очень захотел мороженое. Но как попросить свою  старшую сестру купить мороженое в магазине, не знает». Подскажите Гномику, как обратиться к сестре, чтобы она выполнила его просьбу. Покажите, как бы вы обратились?_(Милая сестричка купи, пожалуйста, мне мороженое; сестрёнка, будь добра, купи, пожалуйста, мне мороженое; сестричка моя родная, можно тебя попросить купить мне мороженое)

Чудесно! (превосходно)

Как вы думаете, какую из ситуаций общения вы увидели?

- Посмотрите на гномика. Сестра купила ему мороженое. Значит, правильно мы ему подсказали. Гномик благодарит нас за помощь.

         Своеобразным банком ситуаций общения является газета «Добрячок», в которой размещаю ситуации, стихи, сказки, список литературы по определенной теме. Её я использую и в совместной деятельности с детьми, и как средство консультативно-просветительной работы с родителями. Предлагаю вам познакомиться с её содержанием.

На основном этапе для активизации и преодоления однообразия ролевого общения в процессе игры использую приём «введение неожиданного события».

Принимая на себя определённую роль, побуждаю детей искать пути выхода из новой сюжетной ситуации с помощью ролевого диалога.

Например, дети играют в знакомую игру «Поликлиника». Наблюдаю: у кабинета стоматолога очередь. Привычная ситуация, которую можно встретить в повседневной жизни. И для того, чтобы как-то разнообразить обстановку игры, принимаю на себя роль пациента. У которого сильно болит зуб. Подхожу и сажусь рядом:

-Извините, у меня очень болит зуб. Пропустите меня, пожалуйста…, спасибо!

- Будьте добры, пропустите меня, у меня очень сильно зуб болит…, благодарю!

- Будьте любезны, пропустите меня вперед к врачу, у меня очень зуб болит…, спасибо вам большое!

Или другая ситуация, где наблюдая за детьми, вижу, что ребенок в роли врача выполняет шаблонные действия: всем подряд меряет температуру, смотрит горло, слушает, независимо от того, с какой жалобой пришел пациент. И снова принимаю на себя роль пациента, у которого порезана рука. Прихожу на прием:

-Врач говорит: «Давайте измерим температуру»

-Зачем мне измерять температуру, у меня порезана рука.

-«Посмотрим горло»

-Зачем мне смотреть горло, у меня порезана рука.

-«Послушаем»

-Зачем меня слушать, сделайте мне лучше перевязку.

Таким образом, используя введение неожиданного события, способствую преодолению шаблонности игры детей и, взяв на себя роль, показываю пример культурного ролевого общения.

На заключительном этапе (после завершения сюжетно-ролевой игры) часто использую приём «интервью», который, по сути, является одним из видов ролевого диалога. Это диалог между «корреспондентом» и ребёнком, исполнявшим до этого какую-то роль в сюжетно-ролевой игре. В роли корреспондента могу быть я, если нужно показать детям образец общения или научить задавать вопросы и отвечать на них, или ребёнок, пожелавший выполнить эту роль.

- Здравствуйте, я корреспондент газеты «Добрячок». Расскажите, кем вы были сегодня в игре? Кто приходил к вам сегодня в гости? (ИЛИ звонил?) Вежлива ли была с вами внучка? Какие приятные слова она вам говорила?

Мне очень хочется узнать……

Благодарю вас.

В ходе интервью подвожу детей к тому, что играть интересно всегда, если дети умеют договариваться и играть дружно.

Хочу закончить своё выступление высказыванием А.М Пешковского: «Там, где дети усиленно учатся общению, там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга».

 




 

Категория: Статьи для родителей и педагогов | Добавил: svetlanaguk (24.04.2014)
Просмотров: 1503 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 8
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0