Суббота, 18.05.2024, 18:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Жуковой Светланы Павловны

Каталог статей

Главная » Статьи » Конспекты совместной деятельности

Сценарий игры-путешествия "Природа - богатство Земли!"

       «ПРИРОДА – БОГАТСТВО ЗЕМЛИ»

 

Сценарий игры – путешествия с детьми  6 – 7 лет,   посвящённое Году охраны окружающей среды

                Цель: формирование элементарных экологических знаний, способности понимать и любить  окружающую природу, бережно относиться к ней.

Задачи:

 Способствовать углублению и обобщению представлений детей об    окружающей природе. 

          Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, называть объекты живой природы.

 Развивать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарища, уточнять их, доказывать свое мнение, рассуждать, логически мыслить.

 Воспитывать у детей интерес к живой природе, понимание необходимости сохранения его целостности.

Предварительная работа: экскурсия в парк (наблюдение за деревьями, птицами, насекомыми), совместное с детьми создание выставки и чтение книг о природе М.Пришвина, В.Бианки, К.Паустовского, беседа о лекарственных растениях, рассматривание иллюстраций животных, занесенных в Красную книгу.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайды с сюжетами природы,    с сюжетами  загрязненной среды, название станций, набор иллюстраций с изображениями деревьев, травянистых растений, птиц, диких животных, рыб, насекомых, сухие листья деревьев, бейджики с названием  команд, зеленые жетоны,  медали юного эколога, призы.

Ход игры - путешествия:

(Рассказ  воспитателя и показ слайдов с объектами природы)

Воспитатель. Нас окружает большой и прекрасный мир: деревья, цветы, солнце, воздух… Всё это природа. Леса, реки, поля, животные, насекомые, дожди, туманы… Все это природа.

Природа нас кормит и одевает. Она не жалеет для нас ничего, но требует взамен лишь одного – чтобы люди были к ней добры.

Сегодня, ребята, я предлагаю вам необычную игру-путешествие «Природа – богатство Земли!», где мы встретимся с дикими животными, посмотрим на растения, вспомним о том, как с ними нужно обращаться.

В путешествие у нас отправляются две команды: «Белочки» - команда девочек, «Бобрята» - команда мальчиков. За правильно выполненное задание команды получают зеленые жетоны, которые в конце путешествия мы посчитаем и выявим победителей.

Вы готовы отправиться в путешествие, ребята?

Ответы детей…

Воспитатель. Дорога нам предстоит дальняя, а на каком транспорте мы можем отправиться в путешествие?

          Ответы детей…

Воспитатель. Предлагаю отправиться на самолетах, заводим моторы: у-у-у, полетели. Вижу станцию, приземляемся.

 

1 станция: «Деревья»

Воспитатель. Посмотрите,  какие красивые деревья, а как они называются? (Воспитатель предлагает каждой команде рассмотреть иллюстрации с изображением деревьев)

- Команде «Белочки» - ель, тополь, рябина, клен

- Команде «Бобрята» - сосна, береза, липа, дуб

Воспитатель. С наступлением осени с деревьев опадают листья, угадайте, какое дерево потеряло листок? (дети рассматривают сухие листья деревьев, называют их)

 - Команда «Бобрята» - лист тополя, рябины, клена

 - Команда «Бельчата» - лист березы, липы, дуба

Воспитатель.  Сейчас я вам загадаю загадки, а вы угадайте о каком  дереве идёт речь?

Загадка команде «Бельчата»:

                          У меня длинней иголки, чем у ёлки.

                     Очень прямо я расту - в высоту.

       Если я не на опушке, 

                          Ветви - только на макушке. (Сосна)

               Загадка команде «Бобрята»:

           Будто снежный шар бела,

   По весне она цвела,

         Нежный запах источала.

      А когда пора настала,

     Разом сделалась она

                      Вся от ягоды черна.   (Черемуха)

Воспитатель. Замечательно! А сейчас, ребята, мы пообещаем деревьям заботиться о них и быть им друзьями, дополните мои предложения:

-  Обещаем вам, деревья, тонких веток… не ломать!

-  Обещаем вам, деревья, нежных листиков…не рвать!

-  Обещаем вам, деревья, кору вашу…не сдирать!

-  Острым ножиком, блестящим, свежих ран…не ковырять!

-  Обещаем вам, деревья, лейкой землю…поливать!

-  Обещаем вам, деревья, стать к вам чуточку…добрее!

Воспитатель. Молодцы! А дальше наш путь, ребята, пойдет через луга, где растут красивые цветы и растения. Как мы с вами пойдем, чтобы не вытоптать эту красоту? 

Ответы детей…

Воспитатель. Пойдем с вами осторожно, след в след… Вот мы и пришли.

2 станция: Травянистые растения.

(воспитатель каждой команде предлагает иллюстрации с изображением растений)

- Команде «Бобрята» - подорожник, ромашка, клевер, василек.

- Команде «Бельчата» - крапива, зверобой, мать-и-мачеха, ландыш.

Воспитатель.  Выбери растения.

 (воспитатель каждой команде предлагает иллюстрации с изображением комнатных и дикорастущих растений, которые разложены на столах)

   Команде «Бельчата»:  

-  Выбрать комнатные растения (бегония, алоэ,  фикус)

  Команде «Бобрята»:

- Выбрать дикорастущие растения (полынь, тысячелистник, пижма)

Воспитатель. Прекрасно! У нас, ребята, есть растения, которые используются людьми в народной медицине

(воспитатель каждой команде предлагает иллюстрации с изображением лекарственных  растений, которые разложены на столах)

-  Команде «Бобрята» - Какое из этих растений используют как  ранозаживляющее, противовоспалительное средство… (подорожник)

 - Команде «Бельчата» - Какое растение используют как кровоостанавливающее, кровоочистительное средство… (крапива)

Воспитатель. Как мы можем сберечь наши растения, чтобы они украшали нашу землю?

Ответы детей…  (не рвать большие букеты цветов, не вытаптывать)

Воспитатель. На лугах растут не только растения, но и живут различные насекомые. Предлагаю вам стать кузнечиками. Как передвигаются кузнечики?

Ответы детей…(прыгают)

Воспитатель. Попрыгали высоко и далеко… А вот и следующая станция.

3 станция: Насекомые

Воспитатель. Назовите насекомых.

(воспитатель каждой команде предлагает иллюстрации с изображением насекомых)

                        - Команде «Бельчата» - божья коровка, стрекоза, муравей.

                   - Команде «Бобрята» - кузнечик, майский жук, бабочка.

Воспитатель. Угадайте, что за насекомое?

Загадка команде «Бобрята»:

   Домовитая хозяйка

          Полетает над лужайкой,

              Похлопочет над цветком –

                    Он поделиться медком. (Пчела)

       Загадка команде «Бельчата»:

Ниток много-много,

                А в клубок не смотает,

                 Одежды себе не шьет,

                           А ткань всегда ткет.     (Паук)

Воспитатель. Прекрасно! А вы знаете, ребята, что по насекомым можно определить какая будет погода?

 Вопрос команде «Бельчата»:

 - Как вы думаете, если вечером дружно стрекочут кузнечики, то какая будет погода на следующий день?   (хорошая)

Вопрос команде «Бобрята»:

-  Если паук сидит, забившись в середину  паутины, что будет? (дождь)

Воспитатель.  Если бы исчезли насекомые, земля бы загрустила.

Загрустили бы леса, луга, заплакали бы реки, пруды, озера.

Я думаю, и люди бы тоже загрустили. Что мы можем сделать, чтобы сохранить насекомых?

Ответы детей…(не ловить, не уничтожать насекомых)

Воспитатель. Молодцы! Наше путешествие продолжается, предлагаю вам превратиться в птиц, а как они передвигаются?

Ответы детей…

Воспитатель. Правильно, летают! Расправили свои крылья и полетели. Летели, летели и прилетели к следующей станции.

4 станция: Птицы

Воспитатель. Назовите птиц.

(воспитатель каждой команде предлагает иллюстрации с изображением птиц)

   - Команде «Бобрята» - сорока, воробей, ласточка, синица.

- Команде «Бельчата» - грач, ворона, снегирь, скворец.

Воспитатель. Угадайте птицу по голосу.

(воспитатель предлагает каждой команде прослушать звукозапись голосов птиц)

- Команде «Бельчата» - воробей, сорока, соловей.

- Команде «Бобрята» - ворона, скворец, кукушка.

Воспитатель. Выберите и назовите птиц, занесенных в Красную книгу. (Воспитатель каждой команде предлагает рассмотреть иллюстрации с изображением птиц, которые разложены на столах)

         -  Команде «Бобрята» - журавли, филин, орлан-белохвост.

-  Команде «Бельчата» - цапля серая, удод, беркут.

Воспитатель. Особенно тяжело живется птицам зимой, как мы можем им помочь?

Ответы детей: …(сделать кормушки, подкармливать птиц зернышками, крошками хлеба)

Воспитатель. Великолепно! Сейчас мы пойдем с вами  по лесу.  Как нужно ходить по лесу, чтобы не испугать лесных жителей?

Ответы детей…

Воспитатель. Правильно! Пойдем тихо, спокойно. Шли, шли и пришли мы с вами к следующей станции.

5 станция: Дикие животные

Воспитатель. Угадайте, что за зверь?

 Загадка команде «Бельчата»:

Возле дуба острым рылом,

Деловито землю рыл он.

Видно, желуди искал.

 Я пугать его не стал.

Не спугнул и мой Полкан,

     Очень грозный был…(кабан)

Загадка команде «Бобрята»:

Меньше тигра, но немножко

       Больше крупной, рыжей кошки.

На суку она обычно,

Притаившись, ждет добычу.

    Не робей, но берегись:

      В том лесу, где бродит …(рысь)

Воспитатель. Угадайте диких животных по голосу. 

(воспитатель предлагает каждой команде прослушать звукозапись голосов диких животных)

 - Команде «Бобрята» - волк, заяц, лось.

           -  Команде «Бельчата» - медведь, лиса, кабан.

Воспитатель. Выберите и назовите животных, занесенных в Красную книгу. (Воспитатель предлагает каждой команде иллюстрации с изображением различных животных)

-  Команде «Бельчата» - северный олень, амурский тигр, дальневосточный леопард.

-  Команде «Бобрята» - белый медведь, снежный барс, выхухоль.

Воспитатель. Замечательно! В Красную книгу занесены животные,  которые находятся под угрозой  исчезновения. Охота на этих животных запрещена во многих странах.

Воспитатель. А сейчас, ребята, предлагаю вам превратиться в рыб, а как передвигаются рыбы?

Ответы детей…

Воспитатель. Правильно, плавают.  Поплыли. Плыли, плыли и приплыли на последнюю станцию.

6 станция: Рыбы

Воспитатель. Назовите рыб. (Воспитатель каждой команде предлагает иллюстрации с изображением рыб)

- Команде «Бобрята» - окунь, линь, сом.

        - Команде «Бельчата» - щука, налим, карась.

Воспитатель. Угадайте, что за рыба ?

Загадка команде «Бельчата»:

Он в самом омуте живет,

Хозяин глубины.

Имеет он огромный рот,

    А глазки чуть видны  (сом)

Загадка команде «Бобрята»:

  Опасней всех она в реке,

       Хитра, прожорлива, сильна,

   Притом — такая  злюка!

 Конечно, это…(щука)

Воспитатель. Выберите рыб. (Воспитатель каждой команде предлагает иллюстрации с изображением различных морских и речных рыб, которые разложены на столах)

Команде «Бельчата»:

-  Выберите морских рыб… (морской конек, дельфин, кит)

        Команде «Бобрята»:

     - Выберите речных рыб…(судак, лещ, ерш)

Воспитатель. (Чтение стихотворения и показ  слайдов с   сюжетами загрязненной среды)

Если ты пришел на речку

Отдохнуть, повеселиться,

Не шуми, играй спокойно,

Никого не обижай.

Не сори, не рви кувшинок,

Веток тонких не ломай.

Лучше выбери местечко

И замри, понаблюдай,

Как ползет улитка тихо

К деткам маленьким домой,

Как лягушка скачет лихо,

Жук летит над головой,

Как цветут кувшинки нежно,

Отражаются в воде.

Защищай, малыш, природу,

Береги по всей земле!

Воспитатель. Наше путешествие закончилось. Надеюсь, что вы сегодня узнали много нового, интересного об окружающей природе и о том, как её сберечь.  

Категория: Конспекты совместной деятельности | Добавил: svetlanaguk (17.06.2014)
Просмотров: 1198 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 8
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0